Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная
задача даже для взрослых людей, обладающих определенной
личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с
ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому помощь родителей в еѐ решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:
- обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной
профессии; - рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции
материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения; - учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества
своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности; - если возникают разногласия в выборе профессии, используйте
возможность посоветоваться со специалистами – консультантами; - «не давите» на ребенка в выборе профессии, иначе это может
обернуться стойкими конфликтами; - поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и
желание, чтобы его мечта сбылась; - если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку
можно исправить; - если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему
возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы,
занятий в кружках.
Сделать правильный выбор — значит найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые
ребѐнок делает с интересом, с желанием. - доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его
способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. - имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие
специальности пользуются спросом на рынке труда.
Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:
- желание ребѐнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво
переносят на своего ребѐнка; - родители хотят, чтобы ребѐнок пошѐл по их стопам;
- родители считают, что ребѐнок недооценивает или переоценивает
свои возможности; - родители убеждены, что ребѐнок должен иметь высшее образование;
- родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на
«денежные» профессии.
Ошибки школьников при выборе профессии:
Незнание мира профессий
- слабая информированность о мире профессий;
- устаревшие сведения о характере и условиях труда;
- предубеждения в отношении престижности профессии.
Незнание себя
- необъективная оценка своих способностей;
- незнание своего здоровья;
- нежелание или неумение соотнести свои способности к
требованиям профессии.
Незнание правил выбора профессии
- отождествление учебного предмета с профессией;
- перенос отношения к человеку на профессию;
- выбор профессии «за компанию»;
- выбор профессии перекладывается на родителей.
Как поддержать ребѐнка в выборе профессии:
В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой
ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все
решает сам!» и «Что он без меня решит!» — к конечном счете
приведут к отчуждению между вами.
Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая
профессию, какие ее стороны его особенно привлекают;
престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие
заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего
окружения, любопытство.
Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него
пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку
реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот
потенциал, который может раскрыться позже.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с
личностными особенностями (уровень знаний, здоровье,
способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок
станет думать о своем выборе реалистичнее.
Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более
конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план
своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом,
важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.