Технология выбора профессии

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы — здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда)

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Существует два способа выбора профессии:

Один – метод проб и ошибок, когда ищете вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, на что может уйти большая часть жизни (и не факт, что, в конце концов, найдёте, что вам нужно).

Другой способ более надёжен. Выбор профессии, как и любое дело, можно представить в виде цепочки последовательных шагов, иначе говоря, технологии. Технология предусматривает, что для начала вы должны хорошо представлять себе две вещи: цель вашего движения и имеющиеся для ее достижения ресурсы.

Разумно начать с постановки цели, т.е. ваше «хочу» должно приобрести не расплывчатые, а вполне конкретные формы.

  • конкретной (например, хочу стать шеф-поваром в самом популярном ресторане города);
  • реалистичной, т.е. не превышающей предел ваших возможностей — физических, интеллектуальных, финансовых, возрастных и т.д.;
  • позитивной (не убегать от чего-то, а стремиться к чему-то, т.е. «не хочу жить в бедности» — неправильная постановка цели, а «хочу зарабатывать не меньше…тысяч» — правильная); 

Теперь, когда цель определена, нужно взвесить свои ресурсы (состояние здоровья, общие и специальные способности, особенности темперамента и характера, финансовые вложения, если таковые понадобятся), не забывая при этом о  тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку. 

Необходимо «изучить» себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, внимания, памяти, способности и личностные качества — то, что делает  каждого человека единственным и неповторимым. Затем, чтобы выбор был обоснованным, надо уметь соотнести «себя» и профессию (для этого нужно, как минимум, иметь представления о тех профессиях,  которые вы на себя «примеряете»).

Ваш адекватный «Я-образ» делают профессиональный старт более успешным.

Проанализировав вакансии последних лет, можно выделить 5 качеств, ставших более актуальными:

Универсальность. Данное качество стало ценным из-за желания работодателя сократить численность, не сокращая объемы работ. То есть работодатель всегда предпочтет работника, совмещающего различные функции. Рост внимания к уровню подготовки и качеству образования нового работника.

Стаж и возраст. Несмотря на праведное возмущение молодых специалистов, работодатель при возможности примет опытного работника, как более уверенного и универсального в выполнении различных задач. Правда сейчас государство уделяет этой проблеме большое внимание, и чаще работодателю становится выгоднее взять выпускника профессионального учебного заведения.

Личные качества. К счастью, отсутствие опыта и молодой возраст можно компенсировать своими индивидуальными качествами и способностями, соответствующими особенностям и потребностям предприятия. Работодатель всегда рад большим профессиональным амбициям и маленьким финансовым запросам работника.

Внешний вид – на соответствие компании и профессии. 

Здоровье – отсутствие вредных привычек. 

Дополнительные профессиональные навыки – две трети вакансий предъявляют к знаниям работника дополнительные требования (компьютерные программы, специальные программы, иностранные языки и пр.). Молодому специалисту есть смысл еще во время обучения заинтересоваться этим вопросом и узнать, что требуют от работника определенных профессий и при возможности получать дополнительные квалификации.